Опыт работы воспитателя 2 младшей группы Чайка Ольги Викторовны Перейти на сайт Чайка О.В
19-20
февраля на базе МБДОУ Азовский
детский сад комбинированного вида
«Сказка»прошёл муниципальный этап
Всероссийского конкурса профессионального
мастерства работников дошкольного
образования «Воспитатель
года - 2013». Наш
детский сад на конкурсе достойно
представила воспитатель второй
младшей группы Чайка
Ольга
Викторовна.
Ольга
Викторовна
представила вниманию гостей и конкурсантов
Проект
«Нетрадиционные техники рисования —
как средство развития художественно-творческих
способностей детей». Мастер-класс
для для родителей "Рисуем вместе",
самопрезентацию, "Педагогическое
кредо", НОД «Нетрадиционные
техники рисования».
По
итогам конкурса Ольга Викторовна заняла
1 место. Пожелаем
Ольге Викторовне дальнейших творческих
успехов!!!
Чайка О.В.
Проект
«Нетрадиционные техники рисования —
как средство развития художественно-творческих
способностей детей».
«Истоки
способностей и дарования детей на
кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити — ручейки,
которые питают источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок». В. А. Сухомлинский
ТВОРЧЕСКОЕ
НАЗВАНИЕ:
"Волшебные
краски"
Актуальность:
Формирование
творческой личности, наиболее полное
ее раскрытие – важнейшая задача
педагогики на современном этапе.
Эффективным средством ее решения в
дошкольном детстве является изобразительное
творчество, в том числе с помощью
нетрадиционных техник, способов и форм
ее организации. Практика показывает:
нетрадиционные художественные техники
являются эффективным средством усвоения
дошкольниками закономерностей композиции
и колорита и могут обеспечить развитие
детского изобразительного творчества
в целом. Творчество – это обязательное
условие всестороннего развития ребенка,
оно делает его богаче, полнее, радостнее,
пробуждает фантазию, учит мечтать,
придумывать что-то новое и еще неизвестное.
В процессе творчества ребенок развивается
интеллектуально и эмоционально,
определяет своё отношение к жизни, и
своё место в ней, выражает себя и свои
чувства, приобретает опыт взаимоотношений,
совершенствует навыки работы с различными
инструментами и материалами. Рисуя,
ребенок формирует и развивает у себя
определенные способности: зрительную
оценку формы, ориентирование в
пространстве, чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение
кистью руки.
Цель
проекта:
Выяснить
влияние нетрадиционных техник рисования
на развитие художественно - творческих
способностей.
Задачи:
Обучать
нетрадиционным способам рисования,
учить активно и творчески применять
усвоенные способы в изодеятельности;
Вызвать
интерес к различным изобразительным
материалам и желание действовать с
ними; побуждать детей изображать
доступными им средствами выразительности
то, что для них интересно или эмоционально;
создавать условия для освоения цветовой
палитры, учить смешивать краски для
получения новых цветов и оттенков.
Содействовать
знакомству родителей с нетрадиционными
техниками рисования; воодушевить на
совместное творчество.
В
процессе реализации проекта, дети
знакомятся с нетрадиционными способами
рисования, учатся применять их на
практике, оценивать свои работы и работы
других, делиться впечатлениями. Происходит
формирование творческой личности
ребенка, развивается мелкая моторика
рук, познавательная потребность в поиске
нового.
Этапы
проекта:
1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Выбор
темы проекта, изучение методической
литературы, публикации в журналах
«Дошкольное воспитание» по теме проекта,
посетить сайты.
Проанализировать
многообразие художественных техник
рисования, выявить нетрадиционные для
дошкольного образования.
Выяснить
уровень развития творческих способностей
детей; Разработать перспективный план.
Создать
библиографический справочник по данной
теме.
2.
ОСНОВНОЙ:
Подобрать
художественное слово; пальчиковые
гимнастики, дидактические игры;
Внедрить
в занятия по рисованию нетрадиционные
техники;
Проведение
групповых и индивидуальных занятий,
внесение коррективов в план работы; Занятия
с детьми я начинаю со второй младшей
группы. Использую разработки Р.Г.
Казаковой. Начинаю со способов, не
требующих от маленьких художников
профессионально чётких линий, несущих
важную художественную нагрузку.
Неотъемлемой частью работы становятся
экспериментирование с красками (создание
новых оттенков) и совместное разрабатывание
способов рисования. При организации
работы по формированию творческих
способностей я уделяю внимание социально
– эмоциональному развитию. Важно
стимулировать проявление детьми
самостоятельности и творчества в
изобразительной деятельности. Самый
интересный в эмоциональном плане путь
– это путь случайных неожиданностей.
Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия
такого рода для них всегда праздник. Я
использую пальчиковую
живопись.
Дети
с любопытством, радостью и удовольствием
размазывают следы от краски на ладошках
и по листу бумаги. После нескольких
игр-тренировок на бумаге возникает
двигательный ритм, так как дети повторяют
движения ладонью и пальцами много раз.
Этот ритм привлекает детей, становясь
дополнительным стимулом для действий
с краской и усиливая интерес к ним. В
процессе обучения можно предлагать
детям дорисовывать изображения животных
(обмакнув пальчик в краску, нарисовать
глазки, носик, ротик, хвостик, при этом
используя отрывистые линии, горизонтальные,
дугообразные линии). Так
появляются динозаврики, гуси-лебеди,
цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой
интересный вариант неожиданностей
– кляксы.
Яркие пятна краски на бумаге приобретают
самые разные очертания, и вновь возникают
образы, понятные только ребенку. Это:
птицы, летящие в небе, кустарники, ваза
с цветами и др. Рисование
картофелем привлекает
детей своей необычностью. Обычный в
использовании материал применяется
для изображения животных. Для этого
ребенок прижимает печатку к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на
бумагу. Для получения другого цвета
меняются и коробочки и печатка. Печатка
является одним из интереснейших,
доступных ребенку способов исполнения
рисунка. Истоки её лежат в древних
ремеслах украшения ткани набойкой,
использования пряничных досок и т. д.
Эта техника позволяет многократно
изображать один и тот же предмет,
составляя из его отпечатков разные
композиции. Работая
с ребенком, неизбежно сталкиваешься с
родителями детей, и как показала практика,
чем теснее взаимосвязь педагога и
родителей, тем успешнее становится
ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве
и в личностном плане доводится до
сведения родителей, тем самым ребенок
имеет возможность получить похвалу от
родителей, что для него очень важно. Мы
использовали возможность общения с
родителями, и одна из моих задач –
установить доверительное отношение с
ними.
Формы
работы с родителями:
консультации, практикумы, демонстрация
занятий с детьми, семейная творческая
деятельность.
Условия,
необходимые для овладения умениями и
навыками:
-Доступность
нетрадиционных техник рисования для
детей;
-использование
различных форм занятия (комплексные,
основанные на интеграции разных видов
деятельности, коллективные работы,
организация выставок, их обсуждение и
просмотр;
-Создание
предметно - пространственной среды;
-
Использование богатого иллюстративного
материала;
-
Наличие оборудования и материалов,
правильная организация места для них.
3.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
Продиагностировать
развитие художественно- творческих
способностей детей;
Разработать
«Методические рекомендации» по
использованию нетрадиционных техник
рисования с детьми младшего дошкольного
возраста.
Используемые
методы:
– позволяют
развивать специальные умения и навыки,
подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают
возможность почувствовать многоцветное
изображение предметов, что влияет на
полноту восприятия окружающего мира;
– формируют
эмоционально – положительное отношение
к самому процессу рисования;
– способствуют
более эффективному развитию воображения,
восприятия и, как следствие, познавательных
способностей.
Ожидаемые
результаты:
-
увеличить динамику высокого уровня
развития по ИЗО;
-
умение применять усвоенные техники в
изодеятельности;
-
способствовать самореализации личности
ребенка в художественном творчестве,
стимулировать стремление быть оригинальным
в выборе своего замысла, давать оценку
продуктам своей и чужой деятельности;
-
участие в районных конкурсах рисунков;
-
организация ежемесячных выставок
продукции детской деятельности для
родителей;
-
создание книги рисунков «Вообразилия»;
-
Организация выставки в ДОУ «Удивительное
рядом»
Вывод:
Именно
нетрадиционные техники рисования
создают атмосферу непринужденности,
открытости, содействуют развитию
инициативы, самостоятельности, создают
эмоционально-благоприятное отношение
к деятельности у детей. Результат
изобразительной деятельности не может
быть плохим или хорошим, работа каждого
ребенка индивидуальна и неповторимая.
Это зарождает у детей новое желание,
стремление к новому более творческому
отражению ощущений, настроения собственных
мнений; способствует всестороннему и
гармоничному развитию детской
индивидуальности, формированию поистине
творческой личности.
Для
получения результатов мною было
проведено диагностическое обследование
с детьми второй младшей группы. Для
оценки овладения детьми изобразительной
деятельностью и использования материалов
для работы в технике нетрадиционного
рисования, развития творчества,
руководствовалась критериями,
разработанными Т.С. Комаровой. |